Форум, посвященный Александру Рыбаку

Объявление

Добро пожаловать на неофициальный форум Александра Рыбака! Давайте общаться!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тайны Скандинавии

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Происхождение и история рун. Руническая тайнопись

Автор Антон Платов.
Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе - хотя и не без изменений - до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства - значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до Р.Х. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до Р.Х. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III-I тысячелетиях до Р.Х., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до Р.Х. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до Р.Х. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте.

Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун1. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил свое название - Futhark.

* * *

До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.

Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”. Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:

Камень не был (освещен) солнцем,
и нож не коснулся его;
(злые) волшебники не должны обнажить (камень),
ни обманутые,
ни ослепленные колдовством.

Тот сотворил навье море 2
и смазал им уключины
утомленной от просверливания ладьи.

Кто пришел сюда, в страну коней...
Рыба плывущая...
Птица поющая...
Он погиб коварной смертью.

Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на "камне Водурида", ставшая классическим примером. Надпись гласит:

Вив резал этот камень для Водурида.
Три дочери поделили наследство,
как самая близкая его родня
среди оставшихся в живых.
А я, Вив, резал руны
для моего лорда - Водурида.

Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные 3, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая “дева боя”.

Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия от Р.Х.. Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д.. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это - свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись - или что-то иное?

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гласящая: “Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил”. В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула - своего рода застежка, скрепляющая ворот плаща): “Босо резал руны - тебе, Даллина, он дал [фибулу - авт.]”.

* * *

Никогда руны не оставались неизменными.
В V веке от Р.Х руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова - вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские, или нортумбрийские 4, руны.

Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

В качестве примера приведем здесь фотографию рунического камня из Шюсты. Руны высечены на туловище змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточно характерно для младшерунических надписей на стоячих камнях - сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследователи орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь - переосмысленный с приходом христианства языческий символ.)

Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):

Руна велела сделать [этот] монумент по Спьяльбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спьяльбуду, своему супругу. Он умер в Хольмгарде в церкви [св.] Олава.
Эпир резал руны.

Примечание : Хольмгард - Новгород Великий.

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго.

Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Как уже говорилось, число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример - высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok - “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше.

Один из таких календарей изготовлен в начале XIX в. в Карелии и хранится в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5 м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея - вечный.

Другой интересный пример - литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVII в.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6х8 см.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд - еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI - XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде - до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и “останцев” древней высокой магии - вплоть до текущего столетия...

 

Примечания

1. Само слово атт и означает "восьмерка".

2. Т.е. жертвенную кровь.

3. Мы знаем о существовании традиции окрашивать знаки и изображения, вырезанные на рунических камнях, т.к. на некоторых из них сохранились следы краски.

4. Нотумбрия - одно из древних англосаксонских королевств в Британии.

Руническая тайнопись

Помимо новых рунических алфавитов, жрецы и маги Северо-Запада разработали, со временем, и новые приемы рунического письма. Таких систем, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого рунической надписью, было создано довольно много. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, практически невозможно.

Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования “вязаных рун”, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha. Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и т.д.).

Довольно часто маги, работающие в технике “вязаных рун”, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить “читаемость” надписи - для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне (илл.5.23), однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.

Другой техникой рунической тайнописи является применение “зеркальных” рун (илл.5.24), то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). “Зеркальные” руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная “зеркальными” рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.

Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем, такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун - например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет в соответствующей главе.

Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте (илл.5.25). Так, классическая техника, называемая в трактатах Hagalruna, использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые - номер руны в атте.

Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими Рунами, встречается - помимо всего прочего - употребление Старших Рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, в надписи Стентофлен А (илл.5.30) есть строка, переводимая как: “Хатуволафор дал...” и замыкаемая руной Йер (Футарк, 12). Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие - “урожай”, “урожайный год”. Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева 1, старшая руна Перт (Футарк, 14).

0

2

Группы рунической магии

Автор Антон Платов.
Любой рунический ряд - а Старший Футарк тем более - это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями; это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное расположение знаков имеют особое магическое значение.

Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов - и, соответственно, концепций и магических принципов, - во многом утеряно. Однако, некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.

Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка - это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра. Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем - по пять. Однако, сейчас нас интересует Старший Футарк, как рунический строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру.

Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них - это не раз уже упомянутые “Речи Сигрдривы”.

“Речи Сигрдривы” резко выделяются среди прочих произведений Старшей Эдды - прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и “стиля советов”. Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами “советы” произносятся Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
исполненный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

(Речи Сигрдривы, 5)

Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клен тинга кольчуг - это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг - битва, клен битвы - воин)1.

Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число? Задумаемся - ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: “целящие руны”, “руны прибоя”...

Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение - все знаки выстраиваются в одну нить. Перепишем Футарк иначе - так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!

Слишком поразительно для случайного совпадения - в первом “совете” в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!

Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами.

Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название “групп Сигрдривы”2. Вот эти группы:

1. Руны Победы
2. Руны Пива
3. Руны Волшбы
4. Повивальные Руны
5. Руны Прибоя
6. Целебные Руны
7. Руны Речи
8. Руны Мысли

При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о “группах Сигрдривы”, но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...

Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь “Речи Высокого”, самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению. Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.

Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя - “Перечисление заклятий Одином”. Начинается он так:

Заклинанья я знаю -
не знает никто их,
даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что “Перечисление заклятий Одином” - это описание некоего рунического строя. Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом Арманического ряда, описанного в 9-й Теме этого курса. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в “Перечне”, мало сопоставимы с известными руническими рядами.

На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем “тематика” многих заклятий оказывается аналогичной “тематике” групп Сигрдривы. Поэтому мы считаем необходимым использовать заклятья “Перечня” при рассмотрении данной темы.

Итак, восемь групп рунической магии.

Sig-Runor
Руны Победы

   Этим рунам посвящена следующая строфа “Речей Сигрдривы”:

Руны победы,
коль ты к ней стремишься,
вырежи их на меча рукояти
и дважды пометь имен
именем Тюра!

Головная руна в этой группе –

Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инструменты. С Рунами Победы связано одиннадцатое Заклинание Одина:

Одиннадцатым
друзей оберечь
в битве берусь я,
в щит я пою, -
побеждают они,
в боях невредимы,
из битв невредимы
прибудут с победой.

Цl-Runor
Руны Пива

   


“Речи Сигрдривы”:

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,-
руну Науд - на ногте.

Основное назначение Рун Пива - магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна –

Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства Vardlokkur, т.е. Искусства варлоков3.

С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:

Знаю шестое, -
коль недруг корнями
вздумал вредить мне, -
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.

Thurs-Runor
Руны Волшбы

   


В “Речах Сигрдривы” нет фрагмента, жестко привязанного к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной “группе Сигрдривы”. Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу,
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Головная руна –

Турс/Врата. В ряде источников эта руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирам и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.

С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина:

Пятнадцатое
Тьодрерир пел
пред дверью Деллинга;
напел силу асам,
и почести - альвам,
а Одину - дух.

Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песни “Поездка Скирнира”, где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:

Безумье и муки, Руны я режу -
бред и тревога, “турс” и еще три:
отчаянье, боль похоть, безумье
пусть возрастают! и беспокойство;
Сядь предо мной - но истреблю их,
нашлю на тебя так же как резал,
черную похоть когда захочу.
и горе сугубое!

(Поездка Скирнира, 29, 36)

Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд. Swart-Runor), т.е. Черные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина:

Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет.

Владение Турс-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur.

Biarg-Runor
Повивальные Руны

 

“Речи Сигрдривы”:

Повивальные руны
познай, если хочешь
быть помощью при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Название группы связано с именем Берхты, богиню деторождения, а также - с именем руны

Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы - родовспоможение и благословение новорожденного; кроме того, Повивальные Руны могут использоваться для поддержания новых начинаний.

С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина:

Тринадцатым я
водою младенца
могу освятить, -
не коснутся мечи его,
и невредимым
в битвах он будет.

Brun-Runor
Руны Прибоя

 

“Речи Сигрдривы”:

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах,-
пусть грозен прибой
и черны валы,-
невредимым причалишь.

Головная руна –

Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина:

Знаю девятое, -
если ладья
борется с бурей,
вихрям улечься
и волнам утихнуть
пошлю повеленье.

Lim-Runor
Целящие Руны

 

“Речи Сигрдривы”:

Целебные руны
для врачеванья
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Головная руна –

Кано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству. Заклинание Одина:

Знаю второе, -
оно врачеванью
пользу приносит.

Mal-Runor
Руны Речи

 

“Речи Сигрдривы”:

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!
Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить правосудье.

Руны Речи - мало понятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы.



Hug-Runor
Руны Мысли

  “Речи Сигрдривы”:

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Название этой группы - Хуг-руны - связано с именем одного из священных воронов Одина - Huginn, что и означает “мысль”. Это руны силы ума. Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция - приносить ментальную силу и способствовать умственной конценстрации, однако, мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее.

С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое заклинание Одина:

Четырнадцатым
число я открою
асов и альвов,
прозванье богов
поведаю людям, -
то может лишь мудрый.

* * *

Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и, тем более, не исчерпывают всей полноты рунической магии.

Восемнадцатое
ни девам ни женам
сказать не смогу я, -
один сбережет
сокровеннее тайну, -
тут песнь пресеклась -
откроюсь, быть может,
только жене
иль сестре расскажу...

(Речи Высокого, 163)

Примечания

1. Тинг - в Скандинавских странах собрание свободных людей, аналог новгородского веча.

2. См.: В.В.Тороп. Футарк Сигрдривы. Раскрыта еще одна тайна рунического искусства / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. А.В.Платов. Несколько слов о Футарках Эдды / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1996.

3. Варлок (англ. warlock) - одна из "специализаций" в традиционной магии.

0

3

Рунические заклинания. Группы рунической магии

Автор Антон Платов.
Простейшей, как неоднократно уже упоминалось, формой прикладной рунической магии является использование отдельных рун. Следующей по сложности формой, которая, также, как и одиночные руны, может быть применена и для создания талисманов-таувов, и для нанесения на любые иные предметы, является составление рунических заклинательных формул. Магическое слово, составленное из нескольких рун, иногда называется рунетейнн. Слово это состоит из двух основ: руна и тейнн (др.-исл. teinn - “палочка” или “священное слово”). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое слово teinn действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.

Отметим, что сочетание в одном слове teinn значений “палочка” и “слово” далеко не случайно. Дело в том, что некогда руны - будь то магическое заклинание или простое письмо - вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем “рунической палочкой”, рунетейнном.

Скандинавские маги, владевшие искусством составления и применения заклинательных рунических слов, называли себя эрилями. Это слово (само по себе магическое в записи рунами) мы нередко встречаем на древних брактеатах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам. Таков, например, известный линдхольмский амулет из кости (Швеция, VI век), pуническая надпись на котором гласит:

ek erilaR sa wilagaR hateka ,

что в пеpеводе означает: “я, эpиль, - хитpым прозываюсь”.

Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. В “Саге об Эгиле”, самом, пожалуй, знаменитом скандинавском скальде, эриле и воине, рассказывается следующее. Однажды на пиру Эгилю поднесли рог, наполненный брагой. Эгиль, подозревавший, что его могут отравить, вырезал на роге руны и окрасил их собственной кровью. К браге действительно был примешан яд, и рог разлетелся на куски в руках у Эгиля. А однажды в своих скитаниях Эгиль встретил родителей девушки, которая давно и тяжело болела. Зная, что Эгиль владеет магией, родители попросили его вылечить девушку. Эгиль согласился и, войдя в дом, обнаружил в кровати девушки амулет-таув: рыбную кость с рунической надписью, которую, по словам родителей, вырезал местный эриль, чтобы уничтожить болезнь. Эгиль разобрал руны, и оказалось, что комбинация была подобрана неверно, в результате чего девушка не только не выздоровела, но и заболела еще тяжелее. Тогда Эгиль сказал такую вису (строфу):

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой1.

Затем эриль уничтожил старую надпись и вырезал новую. Вскоре девушка поправилась.

Археологические находки и письменные источники представляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить по крайней мере три типа рунетейннов, известных по данным археологии и эпиграфики. Во-первых, это использование рунических сакральных слов - стандартных комбинаций рун. Такие сакральные слова обнаруживаются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда. Вторым вариантом рунетейннов является составление рунических комбинаций, имеющих требуемое воздействие, по одной из стандартных схем. Примером такой схемы является традиция трехрунных заклятий, которой будет посвящен отдельный раздел. Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а также другие сакрализованные или просто связанные с магией слова.

Рассмотрим эти три формы магии рунетейннов поочередно.

Итак, первая форма - использование сакральных рунических слов. Ниже мы приведем описания и вероятные трактовки самые известных из них, встречаемых на многих древних украшениях и предметах быта и вооружения.

alu

Самое распространенное - и самое, как принято считать, мощное - заклинательное руническое слово. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще. В этом курсе мы уже не раз касались его значения; магическое же применение слова было, вероятно, весьма разнообразным. Наиболее общая трактовка такова - “Посвящение; магическая сила и власть; мудрость”.

Известно несколько модификаций этого заклятья; вот некоторые из них: s1alu - вариант, дополненный руной могущества и победы; fo1s1alu - сложный вариант, известный по брактеату из Факсе; ha1g alu еще один усложненный вариант, значение которого реставрируется с большим трудом.

sar

Также весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения - “странствие в поисках Силы”, что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.

auja

Самое это слово означает “удача”. Использование этого слова в качестве заклинательного имеет, соответственно, целью доставить добрую удачу.

Xgibu1auja

Усложненный вариант предыдущего слова. Данный тейнн представляет собой соединение двух слов, имеющих значение “давать удачу” или “дающий удачу”. Важно, что в этом варианте появляется руна Гебо, отвечающая смыслу заклятья в целом.

lapu

Очень распространенное заклинательное слово; однако, в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением “приглашение”, “призывание”. Вероятно, это одно сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.

laukaz

Это сакральное слово многими исследователями ассоциируется с др.-сканд laukaz “дикий лук”, который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном - защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную направленность действия. Однако, следует иметь в виду, что LaukaR - это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что также следует иметь в виду при использовании этого сакрального слова.

Вторым, как уже указывалось, видом рунетейннов являются комбинации рун, составленные для какой-либо конкретной цели по одной из стандартных для скандинавского рунического искусства схем. Простейшей из таких схем является “утроение рун” - составление комбинации из трех одинаковых рун, отвечающих заданной цели. Две другие известные техники создания такого рода тейннов - триадные заклинания и заклинания палиндромические.

Третий варинт - использование в качестве заклинательных слова, имеющие сакральный смысл, - широко используется западными авторами; так, например, Найджел Пенник в своей “Магии Севера” указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых мы приведем здесь, процитировав этого автора:2

“Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи - добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, “присутствие, влияние”... Auja, “удача”... Gina, “наделенный божественным могуществом”... Hailagaz, “исполненный божественного могущества”... Salu, “объятый солнцем, здоровье”... Ungandiz, “неуязвимый для магического нападения” [и т.д.]”.

Наконец, следует, вероятно, сказать несколько слов и о таком современном нововведении в области рунетейнна, как рунескрипт. Несомненно, использование рунескриптов - один из самых сомнительных разделов современного рунического искусства; очень многие (в том числе и авторы этих строк) предпочитают не обращаться к рунескриптам - по крайней мере без особой на то нужды. Дело в том, что очень сложно судить, действительно ли данная практика была используема, например, в I тыс. от Р.Х., т.е. во времена расцвета рунического искусства. Нечто подобное, разумеется, вполне могло существовать, но в какую форму это “подобное” было облекаемо и по каким законам составлялись действительно традиционные рунескрипты - нам неизвестно.

По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт - это “группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат”3. В большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, - последнее. На наш взгляд, такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляет собой более чем уязвимое место в магии данного типа и, повторюсь, остается неизвестным, насколько такая операция вообще имеет отношение к сакральной рунической Традиции.

Действительно, рунескрипты многим специалистам представляются весьма неоднозначными и неустойчивыми образованиями. И уж тем более мы никак не можем согласиться с мнением той же Лизы Пешель, написавшей, что “все, что требуется для эффективного конструирования рунескрипта-талисмана, - это знание магических свойств каждой руны и немного здравого смысла”.

Впрочем, “знания рун” и “здравого смысла” недостаточно не только для создания рунескриптов...

Примечания

1. Пер. В.Кошкина.

2. N.Pennick. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.

3. L.Peschel. A Practical Guide to the Runes. St.Paul, 1996.

0